Обещание Евросоюза снять санкции – это, скорее, попытка отколоть Белоруссию от остальной России. Дело в том, что политика Лукашенко направлена на очень тесное экономическое взаимодействие с Российской Федерацией, но в то же время — на четкое дистанцирование, чтобы все и экономические, и политические связи двух республик развивались не стихийно, а под контролем. Я говорю про республики, потому что, с моей точки зрения, Российская Федерация – это далеко не вся Россия, хотя и крупнейшая и в данный момент сильнейшая ее часть.

В Белоруссии усилиями Лукашенко выстроена очень эффективная система управления, намного эффективнее, чем в России. Но это удалось исключительно потому, что Белоруссия намного проще Российской Федерации – там гораздо меньше различных направлений деятельности, поэтому центр и лично глава государства может уделять каждому из этих направлений несомненно большее внимание, чем в России, и лучше согласовывать их между собой.

А сочетать в пределах одного политически единого государства две разных системы управления очень сложно – это видно хотя бы на примере Гонконга с остальным Китаем. Поэтому Лукашенко соблюдает именно ту дистанцию, которая нужна для эффективного взаимодействия, но без вредных побочных последствий для Белоруссии.

Нужно сказать, что, во-первых, это само по себе достаточно сложно, и бывают сбои в этом дистанцировании. А во-вторых, это создает у многих заинтересованных лиц иллюзию, что можно полностью оторвать Белоруссию от Российской Федерации, а, возможно, даже когда-нибудь превратить ее в инструмент, направленный против России, как уже удалось сделать с Украиной.

Поэтому мне кажется, что все западные обещания каких-то льгот в пользу Белоруссии или хотя бы отмены санкций, введенных, кстати, совершенно безосновательно, — это, по сути, всего лишь намеки на желательность отрыва Белоруссии от Российской Федерации. Но я думаю, что раз уж Лукашенко оказался достаточно здравомыслящим, чтобы выстроить такую элегантную систему управления и столько лет подряд ее поддерживать, он достаточно здравомыслящий, чтобы не поддаваться на обещания бесплатного сыра в европейской мышеловке.

Трудно сказать, каких действий ЕС ожидал от Лукашенко, потому что политика Запада в отношении всей России, в том числе и в отношении Белоруссии, сводится к формуле: «мы оставляем за собой право объявить любое ваше действие нежелательным для нас, если это нам будет почему-либо выгодно». Поэтому что ожидали от Лукашенко в ЕС, я и гадать не берусь.

Что касается Нобелевской премии по литературе — во-первых, сразу же скажу, что Алексиевич не писатель и даже не журналист, она – литературный обработчик. Это вполне почтенная специальность, сводящаяся к тому, чтобы выслушать воспоминания человека, а потом придать им удобочитаемую форму. Хотя судя по высказываниям многих, с кем Алексиевич беседовала, она то ли вытягивает из них подробности, которые для них самих крайне неприятны, то ли домысливает что-то за них.

Но в любом случае она именно литературный обработчик, а эта профессия вряд ли входит в пределы, очерченные в завещании Нобеля. И мягко говоря, это не вполне литература. Но даже если не принимать во внимание это обстоятельство, то вполне понятно, что награждение Алексиевич – это деяние, прежде всего, антирусское, в том числе и антибелорусское.

Впервые о нобелизации Алексиевич заговорили в 2013 г., когда наметилось четкое неприятие Западом действий президента Российской Федерации. Ну, и попутно случилось очередное обострение отношений Запада с президентом Белоруссии, потому что тот солидаризировался с действиями президента Путина, направленными на защиту наших интересов от Запада. Вот тогда в первый раз заговорили, что можно дать Алексиевич Нобелевскую премию.

И, насколько я могу судить, в тот раз все-таки не хватило решимости членам Нобелевского комитета выйти так далеко за пределы указаний Нобеля, но сейчас, когда взаимоотношения Запада с Россией обострились до уровня холодной войны, этого вполне хватило, чтобы преодолеть сомнения.

Думаю, что позиция президента Белоруссии сыграла второстепенную роль – а вот взаимоотношения с Российской Федерацией стали, на мой взгляд, ключевой причиной такого решения Нобелевского комитета. В целом, такое решение действует против всей России, в том числе и против Белоруссии.

Белоруссия, несомненно, союзник Российской Федерации хотя бы потому, что совершенно очевидно, что Белоруссия может существовать в нынешнем своем виде и защищаться от аппетитов Запада, только пока ей дружественна сильная Российская Федерация. И поэтому во всех случаях, когда интересы России оказываются под угрозой извне, Белоруссия будет выступать на нашей стороне.

А вот во взаимоотношениях между самими Белоруссией и Российской Федерацией, естественно, руководство Белоруссии защищает в первую очередь свои интересы, и это вполне приемлемо и для Российской Федерации, поскольку интересы этих двух республик России не антагонистичны. И усиление каждой из них выгодно для другой.

Я думаю, что, насколько это зависит от президента Лукашенко, ухудшения взаимоотношений не будет. Конечно, возможны какие-то объективные обстоятельства, затрудняющие взаимодействие, но ухудшать отношения совершенно незачем.

Источник