Тут, конечно, совершенно идиллическое пространство, особенно сейчас, когда цветут сразу несколько разных деревьев. Это район Преображенское, и у меня сейчас за спиной моленный дом одного из старообрядческих толков.

В XVII веке патриарх Никон, возомнивший себя даже превыше царя Алексея Михайловича, попытался привести в соответствие русский церковный обряд с тогдашнем греческим. Естественно, те, кто считал важным указанием, что ни одна йота не уйдёт из Писания, восприняли это нововведения в штыки. Царь выступил на стороне реформ, предложенных патриархом. А те, кто с этими реформами не согласен, разбились на множество разных вариантов, по-разному оценивавших свои взаимоотношения с духовной и со светской властью. И вот одна из таких старообрядческих общин в 1770-х годах получила довольно значительное пространство для ухода за жертвами эпидемии чумы. Они добросовестно выхаживали больных, они отпевали и хоронили тех, кого спасти не удавалось. И вокруг кладбища, возникшего на почве этой эпидемии, создались два старообрядческих монастыря – мужской и женский. Но потом, правда, власть изъяла мужской монастырь и передала его официальной церкви – как говорят старообрядцы, никоновской. А в распоряжении старообрядцев осталась только территория женского монастыря.

Но в советское время она была изъята. Чего только тут не было. В конце-концов, после советской власти эту территорию вернули в пользование общине того толка старообрядцев, который этот монастырь и учредил. И с тех пор здесь восстановилась в той или иной мере старообрядческая жизнь. Вот в моленном доме молятся… ну фактически те, кто имеют статус близкий к монашескому. А остальные просто слушают эту молитву и считают себя не вправе подпевать этим почти святым. Но есть и храм, где проводятся службы более торжественные.

Хотя, кстати, алтаря, в этом храме, насколько я наслышан, нету. Ибо эта община считает, что никоновские реформы вообще фактически уничтожили на Руси цепочку передачи благодати от первых апостолов всё новым и новым священнослужителям. Ну, а в целом, конечно, место замечательное. Даже трудно поверить, что оно находится в Москве. Это вполне полноценный храм, построенный в соответствии с общерусской церковной традицией. Хотя старообрядцев есть очень много разных групп, но, как видим, даже эта группа достаточно велика и богата, чтобы содержать вот всё это пространство, включая и храм.