Цель социализма – самосовершенствование

30th Октябрь 2014     Автор:
Цель социализма – самосовершенствование

Слова о «новом социализме» сегодня звучат волнующе и привлекательно. В том, что возможность возврата к социализму во всех сферах общественной жизни для её адептов стала достижимой целью, а для публики как минимум интересной идеей, а то и перспективой не слишком отдалённого будущего, смешалось много мотивов. Это и ностальгическая тоска по советскому прошлому, и недовольство нынешними условиями и особенностями жизни в России, и активная гражданская позиция. На встрече Анатолию Вассерману задавали много вопросов, стремясь буквально «объять необъятное». РИА «7 новостей» как портал, уделяющий большое внимание проблемам воспитания и образования подрастающего поколения, задал Анатолию Александровичу ряд вопросов, охватывающий близкий для своей тематики аспект созидания и становления личности человека «нового социализма».

Е.С. — Каким представляется Вам, как одному из авторов и разработчиков теории «нового социализма», «новый человек», житель этого общества? Назовите его качественные и иные характеристики. Чем он должен, по-Вашему, отличаться от современного, ныне живущего человека?

А.В. — Теорию нового социализма я разрабатываю применительно к совершенно обычным современным людям. Она опирается на очень простой факт. Управление хозяйством как единым целым существенно повышает его эффективность по сравнению с приблизительным согласованием разрозненных производственных звеньев через рыночные механизмы — но вычислительная мощность, нужная для такого управления всем мировым производством сразу, в мире ещё не накоплена. Только в начале 2020‑х годов благодаря развитию информационных технологий социализм станет выгоднее капитализма уже по всем показателям без исключения — и тогда люди просто ради собственной пользы начнут действовать согласованно и в общих интересах.

Но людям действительно придётся совершенствоваться. Даже не потому, что производству нужны люди, способные представлять себе всю производственную цепочку и всю цель её деятельности (по старинной притче о троих каменщиках на одной и той же стройке, на один и тот же вопрос «Что делаешь?» ответивших «Камни кладу», «На жизнь зарабатываю», «Собор строю» — понятно, каждый последующий ответ полезнее для человечества в целом, чем предыдущий). А ещё и потому, что цель социализма (и коммунизма) — самосовершенствование. Не буду подробно расшифровывать здесь эту тему — просто отошлю к своей недавней статье «Угроза ложной цели» в «Бизнес-журнале».

Е.С. — Поскольку наступление «нового социализма», по Вашему прогнозу, не за горами, оно падёт на 2020‑е годы, то когда должно начинаться формирование «нового человека»? Получается, оно или вот-вот должно «пробудиться», или уже идёт? Но в таком случае в нём должны быть задействованы ныне существующие образовательные, воспитательные, идеологические институты России или всего мира. Расскажите, каким представляется Вам формирование «нового человека», и какова в нём роль современных образования, науки, культуры и т.п.

А.В. — На мой взгляд, современное образование во всех странах, пока ещё почему-то называющих себя развитыми, пагубно для человека вообще. Главная цель образования — формирование цельной картины мира, то есть представления о мире как результате взаимодействия немногих фундаментальных закономерностей и умения выводить основные следствия из этих закономерностей. Но человеком, обладающим такой картиной, труднее манипулировать: ложные сведения не стыкуются с нею. Поэтому уже несколько десятилетий в Западной Европе и Северной Америке (и пару десятилетий на постсоветском пространстве) образование перенацелено не на создание, а на разрушение этой картины. Соответственно необходимо возродить прежнюю цель образования (у нас для этого нужно вернуться к учебным программам и методикам 1960‑х годов). А уж такая картина сама подскажет людям, куда им совершенствоваться.

Е.С. — Можно ли называть формирование «нового человека» евгеникой, и почему?

А.В. — Никоим образом нельзя. Евгеника — отбор по генетическим признакам. Но насколько можно судить по всей истории человечества, человек с любыми генами — за исключением немногочисленных явно патологических случаев — в равной мере поддаётся образованию и воспитанию. Поэтому евгеника никоим образом не помогает развитию человечества в целом и каждого человека в частности.

Е.С. — Братья Стругацкие во второй части книги «Понедельник начинается в субботу» иронически описывали креатуры профессора Выбегалло, тоже направленные на формирование «нового человека» — неудовлетворённого полностью, неудовлетворённого желудочно и удовлетворённого полностью. У тех гомункулов, как мы помним, была мощная «тёмная сторона», «изнанка» благих намерений. Какие «тёмные стороны» и неожиданные побочные эффекты возможны, по-вашему, у процесса создания «нового человека»?

 

А.В. — Главная тёмная сторона — возможность ощущения отрыва нового человека от старого. Что происходит с людьми, считающими себя выше прочих — мы видим на примерах позднесоветской и постсоветской «элиты», открыто стремящейся разрушить всё общество (в РФ, по счастью, «герои лихих девяностых» в основном оттеснены от власти, а вот на Украине, где они всё ещё сильны, государство уже разрушено) и тем самым разрушающей основу собственного жизнеобеспечения, даже не осознавая этого.

 

Е.С. — На встрече с рязанцами Вы подробно отвечали на вопросы о политических, социальных, экономических перспективах развития России. В меньшей степени осталась освещённой тема «культурных перспектив» страны. Есть ли у Вас прогноз относительно культурного и просветительского развития нашего общества в целом или в каких-то частных проявлениях?

 

А.В. — Такого прогноза у меня нет. Я сейчас интересуюсь в основном экономическим базисом общества, оставляя культурные надстройки специалистам.

 

Е.С. — Что бы Вы посоветовали молодым людям, желающим стать такими же интеллектуалами, как Вы?

 

А.В. — Побольше читать, побольше размышлять над прочитанным, почаще сверять результаты своих размышлений с умными собеседниками и с окружающей действительностью, по возможности участвовать в интеллектуальных играх.

 

Е.С. – Как видим, советы, которые может дать главный эрудит России её будущим жителям, гражданам эпохи «нового социализма», относительно самосовершенствования, не сильно отличаются от тех, которые всегда старшие дают младшим. И это справедливо – методика духовного и интеллектуального развития не менялась со времён античности; главное в ней – усваивать верную, а не ложную информацию и справедливые, а не сомнительные идеи. Надеемся, у молодых людей есть собственные чёткие представления, как различать эти две сущности. Благодарим Анатолия Александровича за эксклюзивное интервью!

 

Беседовала Елена Сафронова

Источник


Система Orphus
Рубрика: Интервью

обсуждение


оставить комментарий или два